Принципы светового оформления торгового зала магазина


Принципы светового оформления торгового зала магазина27 апреля 2009
МЕРЧЕНДАЙЗИНГ: При создании в магазине комфортной обстановки для покупателя, освещение торгового зала является весьма важным фактором.
Он способен и резко поднять уровень объемов продаж, и привести к их заметному снижению. Все зависит от точности в оформлении торговой площади

Профессиональное освещение магазинов – удовольствие дорогое. Но, продешевив на грамотной установке качественного освещения, можно потерять сумму гораздо крупнее.
И связаны будут эти финансовые потери с оттоком клиентуры, не желающей совершать покупки в «темном и холодном, как сарай», либо, напротив, «ослепляющем, когда приходится жмуриться, чтобы разглядеть продукты» магазине.
Результат подобной потребительской нелояльности очевиден. Снижение покупательской активности неминуемо ведет к спаду количества покупок, объемов продаж, дырам в бюджете магазина, и (что, к сожалению, нельзя исключать) его банкротству.
Конечно, это крайний вариант, воплотиться в жизнь которому опытное руководство торговой точки вряд ли позволит. И новое освещение поставят, и рекламные акции магазина запустят. Он выживет, но на репутации еще долго будет зиять черное пятно, разросшееся из, казалось бы, совсем незначительной червоточинки, связанной с неграмотной установкой света в торговом зале.
Данный материал призван помочь не допустить подобной ситуации. В нем изложены основы построения профессионального освещения магазина, которое будет работать на увеличение продаж и поможет принести магазину дополнительную прибыль.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Начнем с математических и физических выкладок. Как известно, освещенность измеряется в люксах.
1 Lux = 1 Lm (люмен)/1 м2.
Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков.
Для наглядности приведем следующий пример. Чтобы нормально, без усталости для глаз, работать в офисе, освещенность с включенными лампами дневного света над столом должна составлять примерно 500-700 Lux. Сетевые же гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux. Сеть Tesco – 750 Lux, Carrefour – порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина.
Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону. За многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно для их покупателя.

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ
При расчете освещенности торгового зала без оборудования надо делать запас в 30-40%.
Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается именно на такую величину. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения – оно по-разному отражает свет, часто вызывая значительное снижение уровня освещенности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
При установке в магазинах света необходимо учитывать, как он с точки зрения психологии будет восприниматься потребителями. Это воздействие характеризуется двумя факторами:
– интенсивность освещения
(уровень освещенности)
– цветовая температура света
(выражается в градусах Кельвина)
При высоком уровне общего освещения потребитель пребывает в некотором возбуждении, сравнимом с настроением во время праздника. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Его нормальные пределы, безопасные для потребителя и создающие ему комфорт – 500-2500 Lux.
Для сравнения: в пасмурный день на улице – 2000 Lux, в солнечный – до 10 000 Lux.
Теперь рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.

ГИПЕРМАРКЕТ, СУПЕРМАРКЕТ
Помимо правильного выбора общего уровня освещенности, важно точно подобрать цветовую температуру. Наиболее распространенное решение – нейтрально-белый свет 4000К.
Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп.
Часто применяются и металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе их называют колокольчиками).
Использование таких светильников дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, однако здесь возникают проблемы с равномерностью освещения. К тому же, в «свете колокольчиков» все выглядит блеклым и малопривлекательным. Особенно «проигрывают» яркие цвета теплой части спектра – красный, желтый, оранжевый.
Не стоит забывать и о таком важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность.
Ошибка – освещать магазины огромными лампами накаливания. Они потребляют чудовищное количество энергии, при этом выделяя тепло, что существенно повышает температуру в торговом зале. Выход здесь простой – вкрутить в те же цоколи другие лампы. К примеру, компактные люминесцентные, которые бывают теплого и холодного цвета. Теперь поговорим об особенностях освещения различных групп продуктов питания.

ХЛЕБ, КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
При освещении этой категории продуктов рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет. Для этого идеально подойдут галогенные лампы. Однако они потребляют слишком много энергии. Поэтому владельцы магазинов часто заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальные натриевые лампы White SON (2500 К).
Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом.
Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.

МОЛОКО, ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОДУКТЫ
В молочном отделе и секции замороженных продуктов важно подчерк¬нуть их свежесть. Лучше всего с этой задачей справятся люминесцентные лампы с цветовой температурой
4000 – 6500 К и хорошей цветопередачей (80% и выше). Последняя характеристика сделает более прив¬лекательными упаковки, добавит им яркости.

МЯСНОЙ И КОЛБАСНЫЙ ОТДЕЛЫ
Для освещения этой категории продуктов нередко применяются лампы специального спектра, подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп ограничено в Европе. Считается, что они могут ввести покупателей в заблуждение. Чаще всего такие лампы используются для освещения витрин.
Грамотное освещение должно распространяться на всю площадь магазина, иначе могут случиться казусы. Так, в одном из магазинов Москвы установлены лампы 76 спектра, а над прилавком – стандартные люминесцентные лампы. Покупатель видит розовую свежую колбасу на витрине, а при покупке получает гораздо менее привлекательный кусок в серых тонах. Вот вам налицо эффект обманутой надежды.

Отдел овощей и фруктов
Овощные и фруктовые секции принято освещать светильниками типа колокольчик или направленными прожекторами с металло-галогенными лампами нового поколения с керамической горелкой.
К примеру, у производителя Philips это тип CDM, а у Osram – HQC. Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высокой интенсивностью света. В свете таких ламп фрукты и овощи выглядят свежими и вкусными.
Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не оказывают вредных воздействий. В то же время, продукты не рекомендуется освещать лампами накаливания – они от этого теряют свежесть. А также не стоит подсвечивать овощи и фрукты стандартными металло-галогенными лампами. От этого продукты выглядят непрезентабельно.

ОТДЕЛ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ
Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей. Это нужно для того, чтобы добавить яркости этикеткам.
Однако это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. И грамотного акцентного освещения алкоголя премиум-класса можно добиться при помощи ламп накаливания или галогенных ламп.

27.04.09
Источник: Продвижение Продовольствия №1(3) 2009

Эту новость посмотрело 5448 человек

Последние новости отрасли

Вводятся единые правила сертификации органики на российском рынке19.08.16
Вводятся единые правила сертификации органики на российском рынке

"Русское молоко" пожаловалось в ФАС19.08.16
"Русское молоко" пожаловалось в ФАС

Кубанские яблоки ополчились против молдавских19.08.16
Кубанские яблоки ополчились против молдавских

19 августа было запатентовано сгущенное молоко19.08.16
19 августа было запатентовано сгущенное молоко

Хранить урожай зерна будет негде15.08.16
Хранить урожай зерна будет негде

На 8 августа средняя цена производства масла сливочного 82, 5% жирности составила 358135, 2 руб/т15.08.16
На 8 августа средняя цена производства масла сливочного 82, 5% жирности составила 358135, 2 руб/т

НАТО опубликовало доклад о том, что санкции укрепили экономику РФ15.08.16
НАТО опубликовало доклад о том, что санкции укрепили экономику РФ

МЭР: За два года санкций цены на продукты выросли на 31, 6%03.08.16
МЭР: За два года санкций цены на продукты выросли на 31, 6%

Россельхознадзор может запретить поставки продукции еще шести белорусским предприятиям03.08.16
Россельхознадзор может запретить поставки продукции еще шести белорусским предприятиям

Трутнев пообещал уволить ряд чиновников за провал в развитии рыбной отрасли03.08.16
Трутнев пообещал уволить ряд чиновников за провал в развитии рыбной отрасли

Получить сайт бесплатно!

При регистрации сайта Вы получаете пароль для управления сайтом, который подходит для входа в личный кабинет - зарегистрироваться

Вход в личный кабинет

.foodset.ru
Забыли пароль?
Визитов экспресс-сайтов сегодня: 5284


  Copyright © 2009 FoodSet.ru - Портал пищевой промышленности, пищевого оборудования, пищевой продукции. Напишите нам
Посещений экспресс-сайтов сегодня:   Загрузка страницы: 0.01871 sec PortalMaster.ru
статьи liex